Генеральное консульство Российской Федерации в Пусане (Республика Корея)
Из России (8-10-8251), в Респ. Корея (051): 441-9904; 441-9905
/

Права моряка

В последнее время возросло количество случаев прекращения судоходными компаниями финансирования принадлежащих им судов, и проблема «брошенных моряков» обострилась. Прежде всего эта проблема затрагивает интересы российских граждан, работающих на судах под иностранным флагом, которые по причине нехватки у судовладельцев финансовых средств оставлены на судах в иностранных портах без средств для существования и выезда на родину.

Закон без норм

Случаи нарушения социально-трудовых прав экипажей российских судов, к сожалению, также имеются, но они могут быть решены и решаются мерами, предпринимаемыми органами исполнительной власти, профсоюзами, представляющими интересы моряков, судовладельцами.

Оказание помощи российским морякам, работающим на судах под иностранным флагом, затруднительно в связи с тем, что указанные суда находятся под юрисдикцией иностранных государств и российское законодательство не содержит норм, определяющих механизм действия государственных органов в подобных ситуациях.

В основном российские моряки нанимаются на суда под иностранным флагом при посредничестве российских организаций по найму и трудоустройству моряков (крюинговые компании), деятельность которых лицензируется ФМС России. Вместе с тем закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 10) разрешает гражданину Российской Федерации осуществлять самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей.

Кроме того, часть моряков трудоустраивается на иностранные суда, заключая трудовой договор с судовладельцем самостоятельно или при посредничестве иностранной круинговой компании. В России учет числа таких моряков не ведется.

Учитывая, что конвенцию, пересматривающую Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенцию №185), в соответствии с которой удостоверение личности моряка выдается только государством гражданства или постоянного места жительства моряка, на сегодняшний день ратифицировали 18 государств, и из них только одно государство «удобного флага» (Багамы). Российский моряк в настоящее время может выехать для трудоустройства на судно под иностранным флагом как обычный турист – без удостоверения личности моряка, мореходной книжки и судовой роли (или не предъявляя их), оформив их впоследствии через морскую администрацию государства флага.

Российские моряки во время работы на судах под иностранным флагом находятся вне сферы действия российского трудового законодательства и единственным документом, защищающим их от возможного произвола судовладельца, является трудовой договор. В связи с этим предпринимаются меры по совершенствованию государственного регулирования в области найма и трудоустройства моряков, и прежде всего по обеспечению соответствия заключаемых моряками трудовых договоров законодательству страны флага судна.

Конвенция – как регулятор

В связи с международным характером труда моряков и особенностями комплектования экипажей наем и трудоустройство моряков регулируется Конвенцией о найме и трудоустройстве моряков (Конвенцией №179), которая ратифицирована Российской Федерацией в2001 г. ФМС России Указом Президента Российской Федерации от 11 августа2009 г. №933 наделена функциями компетентного органа по Конвенции №179 в части найма и трудоустройства на суда под иностранным флагом. (ФМС имеет полномочия по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере внешней трудовой миграции, а также по лицензированию деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации).

В целях повышения защищенности российских моряков, работающих на судах под иностранным флагом, необходимо активизировать практическую работу по нормативному закреплению требований Конвенции №179 при исполнении компетентным органом своих функций по Конвенции №179, а также предпринять ряд других мер, которые изложены в проекте протокольного решения по рассматриваемому вопросу.

Справочно

В 2009 году в бедственном положении были брошены экипажи судов:

«Пируит», флаг Панамы, порт Кристобаль (на входе в Панамский канал), в составе экипажа 11 российских моряков;

«Саутерн Перл», флаг Панамы, порт Бургас (Болгария), экипаж 12 граждан России;

«Магдалена», флаг Антигуа и Барбуды, порт Дубай (ОАЭ), экипаж 16 чел., из них 9 граждан России, часть моряков объявили голодовку, добиваясь выплаты зарплаты;

«Игорь Белинский», флаг Камбоджи, порт Бэйхай (КНР), в составе экипажа 14 граждан России.

В настоящее время в сложном положении находятся экипажи судов Lubava (флаг Белиза) и Southern Peal NZ (флаг Панамы), находящиеся на ремонте в болгарских портах Варна и Бургас. Членам экипажей этих судов в течение длительного времени не выплачивается заработная плата.

Государство национальности моряка имеет ограниченные возможности повлиять на действия владельца судна, плавающего под флагом другого государства, в вопросах прекращения нарушений социально-трудовых прав членов экипажа судна, поскольку в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 94 п.п. 2b) государство флага обязано осуществлять эффективную юрисдикцию над судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

В этих случаях предпринимаемые государством национальности моряка меры ограничиваются возможностью, предоставляемой пунктом 6 статьи 94 Конвенции: в случаях наличия явных оснований полагать, что надлежащая юрисдикция и контроль в отношении какого-либо судна не осуществляется, сообщить о таких фактах государству флага. По получении такого сообщения государство флага обязано провести расследование и, когда это уместно, принять любые меры, требуемые для исправления положения.

Нередки случаи, когда проблемы с нарушением прав членов экипажей судов под иностранным флагом возникают на судах, судовладельцами и (или) операторами которых являются иностранные организации, созданные гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации.

Так, владельцем судов Piruit (флаг Панамы) и «Саутерн Перл» (флаг Панамы) является фирма Anabatic Limited, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, а оператором – фирма Natie Shipping Cj., Ltd. Обе фирмы находятся во Владивостоке.

Владельцем судна «Игорь Белинский» (флаг Камбоджи) является фирма Nova Shipping CoLtd, находящаяся в г. Ванино Хабаровского края.

Владельцем теплохода Lubava (флаг Белиза) является компания Astrea Shipping Со Ltd, компания-эксплуатант – Еигора Shipping Group JSC. Обе компании находятся в Санкт-Петербурге.

Владельцем теплохода Southern Pearl NZ (флаг Панамы) является компания Anabatik LTD, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, оператором судна – Natie Shipping СО LTD Владивостока.

Представляется необходимым проработать возможность принятия к владельцам судов под иностранным флагом, но являющимся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающим на территории Российской Федерации, мер, способствующих прекращению нарушений трудовых прав российских граждан, работающих на принадлежащих им судах под иностранным флагом.

 (Публикация подготовлена по материалам Морской коллегии при Правительстве РФ от 30 марта2010 г.)